Фильм «Почти знаменит»: в тихом омуте черти водятся

Stillwater

Я посмотрел «Почти знаменит» лет десять тому назад. Помню было полпервого ночи и я уже собирался спать, но решил еще раз пройтись по каналам. Авось найду что-нибудь интересное. И нашел.

На экране какой-то усатый дядька втолковывал одному пареньку азы рок-журналистики Я понял, что обязательно должен посмотреть это кино и не прогадал.

Лестер Бэнгс дает пару советов Уильяму
Лестер Бэнгс дает пару советов Уильяму

Много позже я узнал, что дядька — это знаменитый рок-журналист Лестер Бэнгс, а прототипом паренька стал сам режиссер «Почти знаменит», Кэмерон Кроу. Об этом, а также о многом другом, и пойдет речь в сегодняшней статье.

Чтобы было удобнее ориентироваться, я сделал оглавление, так что бы вы сразу перешли на заинтересовавший вас материал. Итак, сегодня я расскажу:

Статья о саундтреке будет несколько позже, так что настоятельно рекомендую подписаться на обновления моего блога, чтобы ничего не пропустить.

О сюжете фильма «Почти знаменит»

Исполнители роли Уильяма — Майкл Ангарано и Патрик Фьюджит — с режиссером
Исполнители роли Уильяма — Майкл Ангарано и Патрик Фьюджит — с режиссером

Не каждый может похвастаться тем, что успел за какие-то пару недель американский парнишка Уильям Миллер, а именно:

  • скатнуться в турне с набирающей популярность рок-группой;
  • потерять девственность в 15 лет, причем сразу с тремя прекрасными особами;
  • влюбиться, что примечательно, не в одну из тех, с кем потерял девственность;
  • чуть не погибнуть в авиакатастрофе;
  • и, наконец, написать обо всем этом статью для обложки журнала Rolling Stone.

Не, первые три вещи, конечно, можно сделать не особо-то и напрягаясь. Но вот статья для Rolling Stone в 15 лет — это однозначно зачет )

Это если вкратце. Ну а подробности сразу после трейлера (на английском).

Мама Уильяма, профессор одного из колледжей Сан Диего, всю жизнь опекает сына и старается, чтобы он вырос «правильным» человеком. В школу он идет в пять лет, а в свободное от учебы время вместе с матерью рассуждает о литературе. Жизнь его расписана на много лет вперед: колледж после школы, затем университет и карьера юриста.

Скорее всего, так бы оно и вышло, если бы не Анита, сестра парня. Та уже давно в контрах с матерью из-за своего слишком бунтарского образа жизни. И ей не нравится, что мама полностью контролирует брата.

Уильям и записи

Вскоре Аните исполняется 18 лет и она решает хватит этот терпеть! уехать подальше от матери и стать стюардессой. Ну а напоследок оставляет брату подарок (а маме — «бомбу замедленного действия») в виде коллекции пластинок The Who, The Rolling Stones, Хендрикса, Дилана, Led Zeppelin и многих других.

Эти пластинки из своей коллекции предоставил сам режиссер. Полный список будет в следующем посте.

Проходит четыре года. Об адвокатской карьере Уильям уже и не думает (мама, конечно, не в курсе). Он пишет статьи для школьной газеты и хочет стать рок-журналистом, как и его кумир — Лестер Бэнгс. Парень даже отправляет ему статьи, мол, дядь, зацени, как у меня получается.

Считается, что именно Бэнгс придумал такие термины, как хэви-метал и панк-рок.

В один, судьбоносный для Уильяма, день они встречаются. Бэнгс признается, да, пацан, в твоих статьях есть что-то такое эдакое, так что давай напиши-ка мне тысячу слов о Black Sabbath, посмотрим, как ты справишься, а я тебе дам 35 баксов.

Именно на концерте Black Sabbath, куда Уильям отправляется по заданию Бэнгса, он встречает фанатку Пенни Лейн с подругами и музыкантов группы Stillwater — людей, которые изменят его жизнь (впрочем, как и он их).

Уильям и Бен Фонг-Торрес

Через несколько дней после концерта нашему герою звонит Бен Фонг-Торрес, главный редактор Rolling Stone, и предлагает поработать на журнал. Он-де видел публикации и они его весьма заинтересовали. Естественно, дядька и не догадывается, что будущему работнику всего 15 лет.

Бен Фонг-Торрес

Как и Бэнгс, Фонг-Торрес — реальный человек. Он проработал в журнале Rolling Stone с 1968-го по 1981-й год. Вот даже удалось найти его сайт. Забавно, что на сайте висит надпись «Almost famous since 1969», что переводится на русский как «Почти знаменит с 1969».

Для начала Фонг-Торрес просит написать статью о какой-нибудь группе. Уильям, находясь под впечатлением от встречи со Stillwater, тут же называет их. Редактору его выбор приходится по душе и он предлагает за будущую статью 700 1000 баксов (неплохо, да?). Помимо этого наш герой, за счет заведения (читай Rolling Stone), должен смотаться в гастрольный тур с группой. И с этого момента начинается самое увлекательное путешествие в жизни Уильяма…

«Почти знаменит»: персонажи, актеры, создатели

Rolling Stones № 133

Выше я уже говорил, что картина основана на биографии режиссера — Кэмерона Кроу. Он, как и Уильям, начал карьеру журналиста в 15 лет. Сначала были San Diego Door, Creem (тут уже рулил Лестер Бэнгс). Первая его статья в журнале Rolling Stone вышла в 133-м номере от 26 апреля 1973 года. Называлась она «Poor Poco: They Were ‘The Next Big Thing’ Four Years Ago» и рассказывала про американскую кантри-рок-группу Poco. В отличие от первой статьи Уильяма Миллера, эта статья на обложку Rolling Stone не попала.

Пейдж и Кроу

Первой группой, с которой Кэмерон отправился в турне, была The Allman Brothers Band, а статья, написанная им после путешествия, попала на обложку Роллинг Стоун (№149 от 06.12.1973). Потом были путешествия с Poco, Led Zeppelin, Lynyrd Skynyrd, Eagles и The Who. Воспоминания об этих событиях и легли в основу «Почти знаменит». Кстати, именно с последними Кроу чуть не разбился на самолете.

Всё-таки, львиная доля сюжетной составляющей киноленты взята из турне с The Allman Brothers Band. Почитайте ту самую первую статью с обложки на сайте режиссера. И обратите внимание на предисловие. Тот, кто смотрел «Почти знаменит», сразу увидит знакомые моменты.
Кстати, доменное имя, которое он взял для своего сайта — «the uncool» — это дань уважения Лестеру Бэнгсу. Тот когда-то сказал Кроу: «The only true currency in this bankrupt world is what you share with someone else when you’re uncool» — «Единственная твёрдая валюта в этом обанкротившемся мире — признаться другому человеку, что ты не крут». И именно эти слова говорит в «Почти знаменит» «экранный» Бэнгс юному Уильяму.

Хоть картина и основывалась на биографии режиссера, тот ни в коем случае не пытался поставить своего героя в центр истории, как это бывает во многих биографических лентах. Уильяму была отведена роль наблюдателя. Как Кроу рассказывал в одном из интервью, он старался показать тех людей, которых он никогда не забудет, передать зрителю те чувства, которые испытывал, когда знакомился с музыкантами, брал у них интервью, шел на их концерты.

Уильям Миллер

На его роль искали актера, который не только бы воплотил в жизнь то, что от него требовалось, но и который бы вынес на своих юных плечах большую часть картины.

Среди сотен кассет, присланных желающими получить роль, была и запись Патрика Фьюджита. Как только Кроу увидел ее, то понял что Фьюджит идеально подходит на роль Уильяма.

Уильям и девушки

Позже Патрик рассказывал, что во время съемок ужасно волновался ибо для него все было в новинку: это был его первый фильм, его первая постельная сцена, его первый поцелуй на экране. Но это помогло ему вжиться в роль, потому что и его героем правили сходные чувства.

Работая над персонажем Фьюджит прочитал многие статьи Кроу, но, в тоже время, он хотел сделать своего персонажа не точной копией режиссера, а самостоятельной личностью.

Единственным минусом у Фьюджита было то, что рок-музыкой он вообще не увлекался. Ну, может, слышал пару песен по радио. Поэтому Кроу вручил ему альбомы Led Zeppelin, Дэвида Боуи, The Who, Нила Янга, Питера Фрэмптона и наказал выучить от сих до сих, приеду — проверю проникнуться этой музыкой. И Патрик настолько проникся, что рок стал неотъемлемой частью его жизни.

Фьюджит также снялся в еще одном проекте Кроу — «Мы купили зоопарк».

Лестер Бэнгс

«Лестера уже нет с нами, но я никогда не забуду его. Он был больше, чем жизнь… Я часто слышал его голос, когда работал над фильмом», говорил Кэмерон Кроу.

Лестер Бэнгс и Филип Сеймур Хоффман

Роль Лестера Бэнгса получил актер Филип Сеймур Хоффман («Рок-волна»). Он понимал, что этот человек много значил для режиссера, что будет очень трудно достоверно изобразить его. Кто-то другой разницы бы не заметил, но только не Кроу. Хоффман подолгу беседовал с режиссером, чтобы лучше узнать Бэнгса, читал его статьи, слушал записи с ним. И актеру удалось угодить Кроу. По словам режиссера, Хоффман, никогда не встречавшийся с Бэнгсом, изобразил его именно таким, каким он был в жизни.

На роль Бэнгса претендовали Джек Блэк («Школа рока») и Джон Фавро («Железный человек»).

Интересно, что Хоффман пробыл на съемочной площадке всего четыре дня, так как остальное время провалялся с гриппом.

Добавлено 17.02.2014

Второго февраля Филип Сеймур Хоффман умер от героиновой передозировки. Недавно Rolling Stone опубликовали на сайте интервью Кэмерона Кроу о том, как Филип Сеймур Хоффман стал Лестером Бэнгсом. Но, к сожалению, журнал в России закрылся и статья сохранилась только в вэб-архиве. Пришлось ее вытаскивать и заливать сюда.

Пенни Лейн

Пенни Лейн

Божий дар рок-н-ролла, бывшая групи и первая любовь Уильяма Миллера. Она не спит с рок-звездами, потому что они знамениты. Минет, и ничего более. Она с ними только ради музыки.

Роль Пенни Лейн сначала хотели отдать актрисе Саре Полли («Господин Никто»), но та слиняла в канадскую малобюджетку «Подзаборный закон». Затем была Кирстен Данст (трилогия «Человек-паук»), но режиссер вовремя передумал и взял Кейт Хадсон. По его словам, она обладает удивительным сочетанием сексуальности, очарования, уверенности и уязвимости, позволившие сыграть роль без особых затруднений. Она настолько здорово смотрелась в кадре, что Кроу хотел только снимать и снимать.

Любимая сцена режиссера — когда Пенни Лейн танцует в пустом зале после концерта в Кливленде.

Изначально Кейт Хадсон прочили роль сестры Уильяма. В окончательном варианте «Почти знаменит» ее сыграла Зоуи Дешанель.

Как говорится в конце титров, персонаж Пенни Лейн был основан на реальном человеке, давнишней знакомой Кэмерона Кроу — Пенни Трамбл. Её историю можно почитать (на английском) тут.

Stillwater

Они называют Уильяма врагом ибо они играют не для всяких там писак, пишущих разные гадости про музыкантов, а для фанатов. Но, в тоже время, они хотят, чтобы парень считал их своим друзьями — на обложку Rolling Stone всем хочется.

Коллектив Stillwater действительно существовал, но у него, кроме названия, ничего общего c группой, о которой дальше пойдет речь, нет. Музыканты реальной Стиллуотер разрешили использовать название, после того, как прочли сценарий «Почти знаменит».

Stillwater это:

    гитарист Рассел Хэммонд;
  • вокалист Джефф Биби;
  • барабанщик Эд Валленкурт;
  • басист Ларри Феллоуз.

Ну и можно сюда добавить их менеджера — Дика Розуэлла. Тот у них и за маму, и за папу, и за старшего брата одновременно.

Название группы можно перевести как «тихий омут». В английском языке даже существует выражение «still waters run deep», аналогичное нашему «в тихом омуте черти водятся».

Роль Рассела Хэммонда предназначалась самому Брэду Питту. Но тот, проработав несколько месяцев, заявил, мол, ничего у него не получится, так как он не разбирается во всей этой фигне. И благополучно свалил.

Ему на замену нашли Билли Крадапа («Хранители»). Своего персонажа он срисовал с Гленна Фрея из Eagles.

Фрей и Хэммонд

В одной из сцен обдолбанный и пьянющий Хэммонд стоит на крыше дома и кричит: «Я золотой бог!». Говорят, тоже самое орал и Роберт Плант (трезвый) из Led Zeppelin, когда стоял на балконе отеля и смотрел на Санстет Стрип.

Так как Крадап на гитаре знал всего пару-тройку аккордов, а так по сюжету он должен был играть просто охрененно, ему на подмогу прислали Питера Фрэмптона, который и поднатаскал актера.

Фрэмптон — экс-участник группы The Herd и сооснователь Humble Pie. Подробнее о его роли в создании «Почти знаменит» вы узнаете из следующей статьи. В этом же посте я еще разок вернусь к нему.

Джейсон Ли («Догма»), исполнитель роли вокалиста Джеффа Биби, сказал, что прототипом его персонажа стал Пол Роджерс, основатель групп Free и Bad Company.

Биби и Роджерс

Ну а двух оставшихся участников, барабанщика Эда Валленкурта и бас-гитариста Ларри Феллоуза, сыграли самые что ни на есть настоящие музыканты — Джон Федевич и Марк Козелек. У последнего есть собственные проекты — Sun Kil Moon и Red House Painters.

Валленкурт за всё время произносит только одну фразу. Но зато какую! Не буду портить впечатление, смотрите сами.

Менеджера Stillwater, Дика Розуэлла, сыграл еще один не шибко известный (по крайнем мере мне) австралийский рок-музыкант и актер Ноа Тейлор.

Ли, Федевич, Козелек и Тейлор еще раз встретились вместе на съемочной площадке другого проекта Кэмерона Кроу — «Ванильного неба».

Про Стиллуотер еще многое чего можно рассказать, но я решил, что сделаю это в следующем посте. Ну а пока вас ждут…

Интересные факты о фильме «Почти знаменит»

Рука Кэмерона Кроу

Начну, пожалуй, с названия. «Almost Famous» — это совсем не то, что хотел режиссер. За него все придумали продюсеры DreamWorks. Видите ли им не понравилось, как тот назвал своё детище. А назвал он его весьма оригинально «Untitled», то есть «Без названия». Вот продюсеры и поменяли на более привлекательное по их мнению.

В режиссерской версии ленте вернули оригинальное название. Она получилась почти на 40 минут длиннее театральной.

Сценарий насчитывал 172 страницы, а само кино сняли за 92 дня. Сам сценарий можно скачать отсюда.

Среди сцен, включенных в расширенное издание, оказалось забавное интервью, которые участники Stillwater «дали» одному радиоведущему. В кавычках, потому что укуреный диджей в прямом смысле проспал все самое интересное. Этого любителя травки сыграл актер и музыкант Кайл Гэсс из замечательной сатирической рок-группы Tenacious D.

Кайл Гэсс из Tenacious D

Также включили интервью бас-гитариста Ларри Феллоуза. Оно достойно десятки лучших анекдотов про басистов.

Уильям (У) берет интервью у Ларри (Л):
(У): Ларри Феллоуз, какова ваша роль в Стиллуотер? Какой ингредиент вы добавляете в химическую смесь вашей группы?
(Л): Я играю на басу.
(У): Верно! А если этот ингредиент убрать, что группа потеряет в стилистическом плане? Чего будет не хватать?
(Л): Басов.

Естественно, добавленных сцен гораздо больше. Но если их все описывать, статья растянется еще на пару-тройку тысяч знаков (и то, если вкратце). Поэтому продолжу говорить о других интересных фактах.

Рука, пишущая в блокноте название и имена актеров в самом начале — это рука режиссера. Помимо неё Кроу снял в картине почти всю семью. Например, мама — Элис Мари — стояла на сцене рядом с трибуной и раздавала дипломы об окончании школы. А родная сестра Синди, ставшая прототипом Аниты, вместе с мужем и детьми шарахнулись от Дэвида Боуи, которого втолкнул в лифт менеджер музыканта.

Нашлось в картине место и одному из основателей и бессменному владельцу журнала Роллинг Стоун — Яну Веннеру. Именно он читает газету в такси, куда заглядывает Миллер, ищущий сбежавшую Пенни Лейн (сцена после ресторана в Нью-Йорке).

Ян Веннер - один из основателей журнала Rolling Stone

Еще одной знаменитостью, промелькнувшей в «Почти знаменит», был уже упомянутый выше Питер Фрэмптон. Только он сыграл не самого себя, а Рэджа, гастрольного менеджера своей же группы Humble Pie.

Фрэмптон в роли Рэджа

Как и положено правильному рок-фильму, в кинокартине есть много намеков и отсылок к различным группам. Про плакаты именитых коллективов в комнате Уильяма я вообще молчу. Это слишком уж очевидно. Я говорю о незаметных рядовому зрителю упоминаний.

Естественно, режиссер не забыл про Allman Brothers Band. Например, в самом начале фильма, среди вещей разложеных на столе вещей, мелькает билет на концерт группы, состоявшийся 5-го августа 1972-го года на Спортивной арене Сан-Диего. А на стене в комнате Уильяма висит плакат со Stillwater очень уж напоминающий обложку с двойного концертного альбома Allman Brothers Band — «At Fillmore East» (там же в комнате висит небольшая афиша). Кстати, альбом занимает 49-е место в списке «500 величайших альбомов всех времен» по версии сами догадайтесь какого журнала.

The Allman Brothers Band и Stillwater

Также в кино нам показывают техника Allman Brothers — Джозефа Л. Кэмпбелла, известного больше как легендарный Рэд Дог. Его сыграл Зак Уорд.

Отсылку к концертнику другого музыканта мы видим перед первым выступлением Стиллуотер. Музыкант этот — Нил Янг, а альбом называется «Time Fades Away».

Time Fades Away

В одной из следующих сцен музыканты втянут Уильяма в круг и начнут петь. Этот эпизод произошел с режиссером в 92-ом году на фестивале Lollapalooza. Тогда в круг его позвал Эдди Веддер, лидер Pearl Jam.

Уверен, если просмотреть это кино раз сто (я, пока статью писал, раз 15 посмотрел) таких, так сказать, пасхалок с обложками, можно будет еще найти. Я же расскажу еще о двух.

Майка с участниками Stillwater копирует обложку альбома «Burnin’ Sky» группы Bad Company. Интересно, что у Стиллуотер на майке перед остальными участниками должен был стоять Джефф Биби, которого, как вы помните, актер Джейсон Ли списал с Пола Роджерса. А у Bad Company на обложке впереди стоит именно Пол.

Stillwater и Bad Company

Отражение на лобовом стекле автомобиля в эпизоде, когда Уильям едет с Пенни Лейн в отель на вторую встречу со Stillwater — ничто иное, как обложка альбома «The Dark Side of the Moon» легендарных Pink Floyd.

Обложка альбома Pink Floyd

И еще пару слов про номер Rolling Stone, где вышла статья о группе. Её название обыгрывает всё ту же поговорку про чертей и тихий омут: «Stillwater runs deep». Заголовки же других статей полностью или частично копируют настоящие. Например, в обоих номерах есть «Do-It-Yourself Holografy». А заголовок «Is Freedom of the Press Endangered?» взят из 133-го номера (первый, в котором напечатали Кроу). Правда там он слегка другой: «Is Freedom of the Press in Danger?» Но перевод один — «Свобода прессы под угрозой?»

142 номер Роллинг Стоун

Порядковый номер этого выпуска — 142. Дата выхода не указана. Хотя в настоящем 142-ом номере, мы ее увидим: 30 августа 1973 года. На обложке запечатлен музыкант Дэн Хикс, лежащий на… лежащий на… хм, пусть будет на женских коленях. Этот выпуск примечателен тем, что в нём есть статья Кроу про Ван Моррисона.

И ещё кое-что… Хотя нет, хватит. А то ишь, разошёлся :)

***

В завершение скажу кратко, «Почти знаменит» — фильм не только для поклонников рок-музыки. Он понравится всем любителям хорошего кино.

P.S.: тем, кто прочитал статью от и до — как говорится, респект и уважуха.