Рок — музыка и «Дюна»
Почти 27 лет назад в широкий прокат вышел фильм «Дюна» культового режиссера Дэвида Линча. В основу сюжета положен одноименный роман не менее культового писателя-фантаста Фрэнка Герберта.
Естественно, как и у всех творческих людей, у Линча было свое видение истории Пола Атрейдеса. И режиссер снял кино, которые многие поклонники первоисточника приняли в штыки. Для меня же и фильм и книга являются двумя частями одной вселенной и я не провожу границу между ними. Тем более, если уж самому Герберту фильм понравился, мне остается только молчать. Вернее не молчать, а продолжить пост по теме, а не отвлекаться на другие моменты. Тем более, у меня есть что сказать о музыке в «Дюне» и не только об этом.
Фильм «Дюна» Дэвида Линча
Заглавную «Prophecy Theme» для фильма написал Брайан Ино. Несмотря на то, что его называют основоположником эмбиента, он также играл и рок и сотрудничал с Дэвидом Боуи, U2, Элвисом Костелло, Genesis, Coldplay. Да и к русской рок–музыке он успел приложить руку — Ино спродюсировал (слово-то какое) альбом отечественной рок – группой Звуки Му.
♬ Все остальные композиции написала американская рок – группа Toto.
Небольшую (всего на 90 слов), но важную роль Фейд-Роты, сыграл бывший участник рок–группы The Police — Стинг. Помнится, когда я смотрел фильм в сознательном возрасте, я его сразу не признал. Думал, о как мужик на Стинга в молодости похож. И удивился, когда титры указали мне, что это именно он.
Удивился я и когда узнал, что фильм Линча — это уже вторая попытка перенести на экран роман Фрэнка Герберта. Первая же, грандиозная по замыслу и исполнению, так и осталась на бумаге.
«Дюна» Алехандро Ходоровски
Лет за 15-цать до фильма Линча, в году так 70-ом, за экранизацию взялся чилийский режиссер русского происхождения — Алехандро Ходоровски. Он собирался настолько перекроить оригинальный сюжет, что если бы фильм вышел, то поклонники романа неминуемо потребовали бы бросить режиссера посреди Сахары без капли воды.
К примеру, Алия должна была быть дочерью своего брата Пола и их собственной матери, а герцога Лето должны были (кулл-вахад!) ритуально кастрировать.
На роль Паддишах-Императора пригласили Сальвадора Дали. Он даже сделал трон для своего героя в виде унитаза с дельфинами. Однако задействовать Дали в съемках решили минимально: в большинстве сцен вместо художника предполагалось использовать куклу, потому что художник заломил гонорар 100 тысяч долларов в час.
Образами занимался французский художник Жан «Мёбиус» Жиро. А декорации повесили на Ганса Руди Гигера. Впоследствии его эскизы использовались в известном фильме «Чужой».
Ну а теперь внимание! Если бы Ходоровски снял бы фильм, то в нём звучала шикарнейшая музыка. Ведь саундтрек доверили никем иным, как самим Pink Floyd. Однако Ходоровски прогневал продюсеров тем, что тянул со съемками и привлек к работе над фильмом так много европейцев (продюсеры считали, что это может навредить американскому фильму). В итоге в 75-ом году режиссера лишили финансирования, а нас – первой (и весьма оригинальной) экранизации «Дюны» с не менее оригинальным (уверен почти на все сто) саудтреком от Пинк Флойд. Уверен, они бы постарались.