«Ла Бамба»: роковой выбор Ричи Валенса

Ричи Валенс
Ричи Валенс

Не буду ходить вокруг да около, скажу просто: фильм «Ла Бамба» — один из моих любимых. И дело не только в музыке и хорошей актерской игре. История парнишки, в одночасье ставшего рок ‐ звездой и трагически погибшего на пике славы, мало кого оставит равнодушным. Особую драматичность фильму придает знание того, что это не выдумка сценаристов. Ведь всё произошло на самом деле.

Признаться, не ожидал, что наберу так много материала. Поэтому решил разделить пост на две части. В первой я расскажу о прототипе главного героя — Ричи Валенсе, во второй — о самом фильме «Ла Бамба».

История песни «La Bamba»

Всё началось около трех сотен лет назад. Признаться, я слегка опешил, когда узнал, что песня La Bamba — пенсионерка-долгожительница. И родом она из Мексики. Изначально это был танец, под который на свадьбах отжигали молодожены. Постепенно к танцу прилепили слова и получилась песня. Правда она сильно отличалась от известного нам варианта. Текст не был постоянным и менялся от случая к случаю. Однако смысл его всегда один – дружите, влюбляйтесь и не волнуйтесь – всё будет хорошо.

Традиционная «La Bamba» исполняется на скрипке, арфе, гитаре и джаране (это тоже что-то типа гитары, но только с пятью струнами). А музыка представляет собой смесь фламенко с кубинскими ритмами. Несмотря на разное исполнение, «Ла Бамбe» можно угадать в любой вариации за счет четко прослеживаемой мелодии.

В настоящий момент насчитывается чуть ли не более пяти десятков куплетов. Просто песня настолько популярна, что её исполняют все кому не лень. B каждый исполнитель, добавляют к тексту дополнительные куплеты. В России песню перепели «Запрещенные барабанщики». В их шутливом переводе поется о нелегкой жизни камбалы.

Название «la bamba» по смыслу сходно с испанским глаголом «bambolear», что на русский приблизительно переводится как «трястись» или «топтаться», что весьма сходно по смыслу с английским «rock-n-roll». Так что неспроста именно эта песня обеспечила Ричи Валенсу место в рок — н — рольной истории.

Ричи Валенс — звезда рок-н-ролла

Фото будущей рок-звезды с отцом
Фото будущей рок-звезды с отцом

Ричи Валенс (Ritchie Valens, полное имя — Ричард Эстебан Валенсуэла Рэйес) – обычный американский парень. Родился он 13-го мая 1941-го года в городе Пакоима, штат Калифорния. Когда ему было три года, родители развелись. Какое-то время Ричи жил с батей — профессиональным гитаристом. Именно он преподал сыну первые уроки игры на испанской гитаре. Мальчонке тогда было шесть лет. Отец настолько увлек его гитарой, что тот уже в девять лет прилично шпарил. И это несмотря на то, что был левшой.

В 1951 году батя умер и Ричи перебрался к матери. Но так как Валенсуэла были многодетной семьей, Ричи сплавили на попечение многочисленных тетушек. Именно они познакомили парнишку с мексиканской народной музыкой. Проникся он и песнями в стиле кантри, которые проскальзывали по радио.

С гитарой он не расставался ни на минуту, использовал любую возможность для игры. Играл на переменах. Постоянно устраивал концерты одноклассникам. С двенадцати лет Валенс осмелился писать собственные композиции. К тринадцати годам Ричи обзавелся электрогитарой и усилителем, собранными, как говорится, на коленке.

Ричи играл на самопальных инструментах почти всю жизнь – до той поры, пока его творчество не стало приносить ему деньги и он не смог купить вожделенный Fender Stratocaster.

К середине 50-х будущая звезда рок ‐ н ‐ ролла увлеклась блюзом. Однако к самому рок ‐ н ‐ роллу он пристрастился после концерта Литл Ричарда, на котором побывал.

В скором времени Ричи уже играл в группе The Silhouettes. Играла группа в основном на школьных вечерах. Молва о них охватила соседние кварталы. Однако, профессионально они начали играть лишь после того как мать Ричи, на страховку, которую она получила после смерти мужа, арендовала небольшой зал, где The Silhouettes устраивали танцевальные вечера. Популярность группы росла. И вскоре группа стала известной всему городу.

Афиша The Silhouettes
Афиша The Silhouettes

Как-то на один из таких вечером заглянул Боб Кин – владелец мелкой звукозаписывающей компании Del-Fi Records. Бывший дирижер танцевального оркестра сразу заприметил харизматичного гитариста, не обделенного музыкальным талантом, и пригласил его на прослушивание. Итогом встречи стал контракт.

Боб Кин и Ричи Валенс на радиостанции KFWB 21.01.1959
Боб Кин и Ричи Валенс на радиостанции KFWB 21.01.1959

Первым делом новоиспеченный менеджер обкорнал фамилию Валенсуэла до более привычной американскому уху фамилии Валенс. В мае 1958-го года они записали сингл «Come On, Lets Go», который за полгода разлетелся, что бабушкины пирожки, тиражом в полмиллиона экземпляров. К октябрю песня поднялась до 42 отметки в национальном чарте.

За это время Ричи вместе с Эдди Кокрэном успел скатнуться по стране с гастролями и засветиться на ТВ в передаче Дика Кларка «American Bandstand». В то же время Ричи ушел со школы – разъездная жизнь не оставляла времени для учебы.

La Bamba & Donna - звездный сингл Валенса
La Bamba & Donna — звездный сингл Валенса

После турне Валенс записал новый сингл. На основной стороне пластинки поместилась романтическая баллада «Donna». Ричи посвятил её своей возлюбленной – Донне Людвиг.

Донна Людвиг - возлюбленная Ричи Валенса
Донна Людвиг — возлюбленная Ричи Валенса

Родители запрещали ей встречаться с Валенсом. Им не нравилось, что их дочь дружит с латиносом.

На второй стороне разместилась «La Bamba». Поначалу Ричи не хотел совмещать её с рок-н-роллом. Однако, Боб Кин уговорил его записать песню и включить в сингл.

Текст Валенс взял у тети Эрнестины Райс. Так как он сам в испанском ни в зуб ногой (с рождения на английском воспитывался), пришлось задалбливать оригинальное произношение. Валенс добавил к традиционной мелодии рок-н-рольный мотивчик и, вуаля! получился хит на все времена.

В конце 58-го Ричи выступил на концерте в родной школе (предприимчивый Кин записал его и позже ♬ издал на пластинке). Тогда же он второй раз появился в шоу «American Bandstand». Новый 1959 год Валенз встретил вместе с Бо Диддли, братьями Эверли и Эдди Кокрейном – они вместе выступали в театре Loewe State в 10-дневном Рождественском шоу Алана Фрида. Тогда же Ричи в первый (и последний) раз попробовал себя в качестве актера — он снялся в эпизоде сериала «Go, Johnny, Go», где спел «Ooh My Head».

В январе 1959 Валенс записал несколько треков для ♬ дебютного альбома. К слову, это был его последний визит в студию. После этого Ричи вместе Джайлсом Перри Ричардсоном-младшим (Биг Боппером) и Чарльзом Хардином Холли (Бадди Холли) отправился в свой последний тур — The Winter Dance Party.

День, когда музыка умерла

Холли, Биг Боппер и Валенс
Холли, Биг Боппер и Валенс

Музыкантам предстояло посетить 23 города Среднего Запада за 24 (!) дня. Мало того, что на весь тур им дали всего один выходной (который потом и отобрали), так еще и путешествовали они на «холодном» и вечно ломающемся автобусе. Однако, несмотря на все неудобства и непомерные нагрузки, музыканты везде выступали «на ура».

И поэтому организаторы тура решили: раз уж всё так хорошо проходит, надо заполнить «окно» в графике и дать концерт в городке Клир Лэйк (Clear Lake), штат Айова, которого в туре изначально не был запланирован. Это решение оказалось роковым.

Концерт отыграли 2 февраля. На следующий день музыканты должны были играть в городе Мурхед, штат Миннесота. Бадди Холли надоело кататься на автобусе, мол, холодно и долго, и он предложил участникам добраться до города на самолете. Дион ДиМуччи, лидер группы The Belmonts и последний участник зимнего тура, отказался лететь. Заместо Боппера полететь должен был бас — гитарист Холли — Уэйлон Дженнингс. Но он уступил место Бопперу по его просьбе. У того начался грипп и он не мог ехать в холодном автобусе, потому что мог свалиться с температурой и тур оказался бы под угрозой.

Перед полётом у них произошла шуточная перепалка. «Я надеюсь, ваш автобус замёрзнет», — сказал Боппер. «Я надеюсь, ваш самолёт упадёт», — ответил Дженнингс.

Вместо Валенса в самолет должен был сесть гитарист Холли — Томми Эллсап. Но Ричи, несмотря на свой страх, хотел побыстрее добраться до места и уговаривал Эллсапа уступить место ему. Но тот не соглашался. В итоге они решили бросить монетку. Монетка упала решкой – и место в самолёте досталось Валенсу.

К слову, Валенс боялся путешествовать на самолетах. В детстве в небе над его школой врезались два самолета и обломками, которые упали на школьный двор, покалечило и убило много детей. В том числе и друга Ричи. В тот день Валенса в школе не было – он был на похоронах у деда. Таким образом, смерть одного человека спасла жизнь другому. Но в душе Ричи навсегда поселился страх к полетам.

Однако летать ему приходилось, и не раз. Гастрольный график требовал свое. Перед каждым полетом Ричи трясло. В памяти возникала картина из детства. И он не мог заставить себя сесть в самолет. Боб Кин нашел средство – перед каждым полетом он давал Валенсу «остограммиться» и Ричи успокаивался.

Самолетом управлял 21-летний Роджер Петерсон. Пилот из него был неважнецкий. В апреле 1958 года он провалил один из экзаменов – «полёт по приборам», вслепую. Вторая попытка в январе 59-го тоже оказалась неудачной. В итоге он получил лицензию только на полёты в ясную погоду. К слову, компания Dwyer Flying Service, в которой работал Петерсон тоже не имела лицензию на полеты в плохую погоду.

Газета с репортажем о смерти Валенса
Газета с репортажем о смерти Валенса

Самолёт вылетел из муниципального аэропорта Мэйсон Сити 3-го февраля в 00:55, быстро набрал высоту в 550 метров и направился на север. И в 01.05 рухнул в пяти километрах от аэропорта. Машина якобы попала в снежную бурю и потеряла управление. Однако, многие считают, что всему виной неопытность Петерсона.

Валенсу не было и 18-ти лет.

Монумент на месте гибели Валенса, Холли и Биг Боппера
Монумент на месте гибели Валенса, Холли и Биг Боппера

Много позже (в 1971 году) музыкант Дон МакЛин в своей песне «American Pie» этот день назовет «Днем, когда музыка умерла (The Day the Music Died).

К слову, в 59-ом году Эдди Кокрэн, чтобы подсобрать немного денег для семей погибших товарищей, ну и чтобы почтить их память, записал песню «Three Stars», написанную диск-жокеем Томми Ди.

***

Во второй части я расскажу о музыкантах, на которых повлияла музыка Ричи Валенса, собственно, о самом фильме «Ла Бамба». Ну и разбавлю всё это парой-тройкой интересных фактов.