«Ла Бамба»: фильм о Ричи Валенсе
В первой части поста о рок-музыканте Ричи Валенсе до фильма Ла Бамба мы так и не добрались. И я пообещал, что непременно расскажу о нём во второй части. Сказано — сделано! Но в начале хотелось бы добавить несколько слов о том, что же стало с творчеством юного рок ‐ музыканта Ричи Валенса после его трагической гибели и о его влиянии на мировую рок ‐ культуру.
После смерти
Песни Валенса и после смерти продолжили свой путь. В феврале песня «Donna» поднялась до 2-й строки в чартах, а «La Bamba», достигла 22-й отметки. Дебютный альбом Валенса ♬ Ritchie Valens, вышедший в марте 59-го, уже в апреле занял 23-ю строку в списках. За последующие два года Del-Fi Records выпустила еще четыре сингла (два из них, «That’s My Little Suzie» и «Little Girl», были 55-м и 92-м), а также два альбома. Первый альбом — ♬ Ritchie — представлял собой сборник гитарных инструменталов, студийных проб и черновых вариантов известных песен Валенса. Второй – запись с концерта в школе Ричи ♬ In Concert At Pacoima Junior High School. Но публика их не приняла.
Несмотря на бешенную популярность в пятидесятых годах, Ричи Валенс постепенно стал уходить в тень. Ведь рок ‐ музыка, как и всё на свете, не стоит на месте. Да и предпочтения публики меняются вместе с ней. Если раньше ей нравился заводной рок ‐ н ‐ ролл и мелодичный ритм ‐ н ‐ блюз, то теперь ей подавай хард ‐ и панк ‐ рок, хэви ‐ и нью ‐ металл.
Сказать, что Валенса совсем позабыли нельзя. Многие известные музыканты утверждают, что Валенс оказал колоссальное влияние на их творчество. К примеру, у Led Zeppelin на альбоме «Phisical Graffiti» есть песня «Boogie with Stu», которая очень похожа на песню Валенса «Ooh My Head».
С этой песней у Led Zeppelin чуть было не возникли проблемы. Приведу цитату из Википедии:
«Когда мы в Хэдли Грэйндж, записывали «Phisical Graffiti», зашел Йэн Стюарт, и мы начали импровизировать. Джэмминг превратился в «Boogie with Stu». Очевидно, что это была вариация на тему «Ooh My Head» покойного Ричи Валенса, которая в свою очередь являлась вариацией на тему «Ooh My Soul» Литтл Ричарда. Мы намеревались лишь помочь матери Ричи, потому что слышали, что она не получила денег от хитов своего сына, так что Роберт кое-что использовал из текста Валенса. И что же произошло потом? Нас пытались засудить за эту песню! Пришлось послать их подальше.»
А песня «Twist & Shout», написанная Филом Медли и Бертом Расселом и впервые исполненная группой Top Notes, ничто иное, как «La Bamba» на английском языке. Позже её исполнят The Isley Brothers и перепоют The Beatles на своём дебютном альбоме «Please Please Me».
Валенса даже провозгласили первопроходцем чикано-рока (его также называют латин — рок), представляющего собой сплав латиноамериканской этнической музыки с рок-музыкой. Ричи проторил дорожку для Трини Лопеза, Карлоса Сантаны, групп Soda Stereo и Los Lobos. А в 2001-ом году Ричи Валенса ввели в Зал Славы Рок-н-ролла.
Фильм «Ла Бамба»
В 1987 году режиссер Луис Вальдес выпустил музыкальную биографию «Ла Бамба», где и рассказал о короткой, но яркой жизни Ричи Валенса. Несмотря на то, что фильм на ура восприняли как зрители, так и критики, плюшек в виде наград он получил ничтожно мало.
Изначально фильм хотели назвать «Let’s Go».
Лишь номинации на «Золотой Глобус» в категориях «Лучший музыкальный фильм» и «Драма». Ну и Карлос Сантана с Майлзом Гудманом, как композиторы, победили в BMI Film Music Award в 1988 году.
Успеху фильма немало поспособствовала группа Los Lobos, записавшая добротный ♬ саундтрек к фильму. Альбом с песнями Валенса стал платиновым, а песня «La Bamba» заняла первую позицию в «Billboard», в то время как оригинал висел лишь на 22-ом месте. Этим самым они всколыхнули новую волну интереса публики к творчеству молодого рок ‐ н ‐ ролльщика.
При создании «Ла Бамбы» Вальдес по многим вопросам консультировался с семьей музыканта и его окружением, дабы сделать фильм более похожим на настоящую биографию Валенса.
Мама реального Валенса даже снялась в эпизоде на вечеринке в честь возвращения киношного Ричи с гастролей
Только вот непонятно, почему Вальдесу захотелось, чтобы у него заболел Ричи, а не Биг Боппер, как было на самом деле. Неоценимую помощь оказал Боб Кин. Его сыграл американский актёр Джо Пантолиано (предатель Сайфер из «Матрицы»)
Ричи Валенса сыграл Лу Даймон Филлипс. И сыграл отлично. Он буквально переживает жизнь своего героя. Я считаю, что роль Ричи Валенса — лучшая в карьере Лу Даймонда Филипса. Яркая и запоминающаяся, она стоит особняком от остальных работ актёра. Можно даже сказать, что творческие судьбы актёра и героя чем-то похожи. Ведь и тому и другому жизнь позволила хоть ненадолго, но ярко вспыхнуть на небосклоне Славы.
Буквально через весь фильм важной составляющей сюжета проходит борьба Ричи и его сводного брата Боба (Эсай Моралес) за любовь матери Конни Валенсуэлла (Розанна ДеСото). Если быть точнее, то за неё борется один лишь Боб. Успевший побывать в тюрьме, пьющий, гулящий и балующийся «дурью», он исчерпал лимит доверия матери. Немудрено, что она выделяет Ричи, у которого нет тех дурных качеств, что присутствуют у его брата. К тому же, Ричи не обделен талантом. Тем самым, что сделает его знаменитым.
Интересно, что у брата Ричи и актера, сыгравшего его одинаковые фамилии — Моралес (Morales), но они не родственники. Реальный Боб никогда полностью не смотрел «Ла Бамба». «Для вас это кино, а для меня — реальность», говорил он.
Еще один акцент расставлен над взаимоотношениями Валенса и его девушки, Донны Людвиг (Даниэлла ван Зернек). Ну а как же еще? Ведь, по сути, Донна была его музой. Недаром же одна из самых популярных песен музыканта носит её имя.
Вальдес не забыл и про патологическую боязнь самолетов Ричи, и всего, что с ними связано. Режиссер неспроста постоянно показывает сон Ричи, в котором тот вновь переживает несчастный случай, унёсший жизнь его лучшего друга. Мол, от судьбы не убежишь.
Как я уже говорил, саундтрек к фильму исполнила американо — мексиканская группа Los Lobos. Саму группу мы даже можем увидеть в фильме. Она играет в борделе, куда старший брат притащил Ричи, дабы тот повеселился с девочками. Однако Валенс, как человек, одержимый музыкой, начхал на плотские забавы и смотался к сцене, где Los Lobos исполняли традиционную «La Bamba».
Песни Валенса звучат и в других фильмах: в «Бриолине» с Джоном Траволтой, в «Долговой яме» с Томом Хэнксом, в «Белых Цыпочках» с братьями Уайанс.
Помимо песен Валенса в фильме звучат еще и песни Чака Берри, Литл Ричарда, Эдди Кокрэна, Бо Диддли, Бадди Холли, Джекки Уилсона, Биг Боппера.
Ричи на первом сольном выступлении исполнил песню Бадди Холли «Oh boy», представив её как «песню, которую поют в Лаббаке, Техас» (родной город Холли).
Практически всех музыкантов, что показаны в фильме, сыграли их коллеги.
Джекки Уиллсона сыграл актер и музыкант в жанре соул и ритм ‐ н ‐ блюз Говард Хантсберри.
Говард Хантсберри родом с города Пакойма (Калифорния), так что с Валенсом они земляки
Эдди Кокрэна сыграл американский рок — музыкант Брайан Сетцер (группа Stray Cats). Бадди Холли сыграл американский композитор, певец и гитарист Маршал Крэншоу. И только Джайлза «Биг Боппера» Ричардсона сыграл профессиональный актер — Стивен Ли.
Стоит отметить, у актеров и их прототипов значительная разница в возрасте. На момент съемок фильм Лу Даймонду Филипсу было двадцать пять, а он играл семнадцатилетнего юношу; Маршал Крэншоу, игравший 22-летнего Бадди Холли был на одиннадцать лет старше своего персонажа. 28-летний Брайан Сэтцер сыграл Эдди Кокрэна, которому было всего 21 год. Лишь у тридцатиоднолетнего Стивена Ли разница в возрасте с персонажем, Биг Боппером, составила всего три года (тому было двадцать восемь).
В 90-м году на американском канале VH1 в программе Behind the Music вышла передача The Day The Music Died. В ней родственники друзья погибших музыкантов вспоминали о них. Естественно, не обошлось и без истории о создании фильма «Ла Бамба». Филлипс рассказал, что в сцене в аэропорту, сестра Ричи Валенса — Конни Лемос, которая присутствовала на съёмках, разрыдалась и спросила «Почему, Ричи? Зачем ты сел в самолет?». Филлипс никак не мог её успокоить.
***
Я помню первое впечатление, которое оставила концовка фильма. Я до последнего не верил. Ждал обычного для американских фильмов хэппи энда. А тут такое. Ну а когда узнал, что всё было на самом деле (лет пять спустя после просмотра), я вновь пережил то чувство невосполнимой потери.
Пока работал над статьей я раз десять пересмотрел «Ла Бамбу». И поверьте, фильм мне нисколько не надоел. Я готов пересматривать его огромное количество раз. Это действительно отличное кино.