Фильм «Шестиструнный самурай»: все супергерои носят очки

Шестиструнный самурай

Его зовут Бадди. Он играет на гитаре и мастерски владеет катаной. Он — последний герой рок-н-ролла и идет по дороге из желтого кирпича в изумрудный город Лост-Вегас, чтобы стать его Королем. И еще он носит очки. Ведь все супергерои носят очки, не так ли?

Для несмотревших «Шестиструнного самурая» (Six-String Samurai) предыдущий абзац звучит как полный бред. Но давайте не будет делать поспешных выводов.

Предлагаю сделать так: я сейчас подробнее расскажу о сюжете, истории создания и об интересных фактах о «Шестиструнном самурае», которые мне удалось откопать.

Рассказ о саундтреке к «Шестиструнному самураю» я решил вынести отдельным постом. Он этого заслуживает, потому что, как говорится, доставляет.

Сюжет «Шестиструнного самурая»

Взрыв атомной бомбы

57-ой год прошлого века. Внезапно начавшаяся третья мировая война также внезапно и заканчивается: Советский союз просто сбрасывает атомную бомбу на США и всего делов. Территория главного рассадника демократии превращается в пустыню. В общем, наступает полный фоллаут.

Уцелел лишь единственный город — Лас-Вегас. И именно он, теперь носящий имя Лост-Вегас, становится центром королевства, где правит бал новоиспеченный Король — Элвис Пресли. Проходит сорок лет. Король умирает. И глашатай королевства — радио диджей — призывает музыкантов виртуозов отправиться в Лост-Вегас и попытаться занять трон. Среди искателей счастья и Бадди.

New Vegas Samurai

В «Шестиструнном самурае», кстати, упоминается город Fallout, который находится в двухстах милях от Лост-Вегаса. А в игре Fallout: New Vegas есть достижение New Vegas Samurai. Оно дается за 10 тысяч очков ущерба, нанесенных оружием ближнего боя.

Но дорога к трону очень опасна: радиоактивная пустыня не лучшее место для одинокого путника. Каннибалы, конкуренты, да и прочие нехорошие люди и нелюди постоянно мешают нашему герою.

Случайно спасенный им мальчишка поначалу тоже путается под ногами и Бадди избавляется от него. Но вскоре он понимает, что без пацана ему не осилить дороги и этот мальчик — нечто большее, чем просто обременяющая ноша…

Как создавался «Шестиструнный самурай»

Джефри Фэлкон и Лэнс Манджиа

Все могло бы быть по другому. Изначально Режиссер Лэнс Манджиа планировал снять фильм, как разговор нескольких людей о «жизни, Вселенной и всем таком». Причем действие должно было происходить в одной комнате. Но встретив Джефри Фэлкона, будущего соавтора и исполнителя главной роли, Манджиа пересмотрел концепцию.

Как-то они с Фэлконом сидели в одном из лос-анджелевских старбаксах и рассуждали о будущей картине. Манджия видел ее, как историю о борьбе Добра со Злом. И ему очень хотелось в той или иной степени задействовать рок-н-ролл. И внезапно он заметил, как сильно Фэлкон похож на Бадди Холли. Но Джефри отмахнулся, мол, не болтай ерунды. Тогда режиссер просто нацепил свои очки в роговой оправе на нос товарища. Фэлкон еще раз внимательно рассмотрел себя и признал, сходство есть.

Джефри Фэлкон

Помимо того, что Фэлкон играл главную роль и выступал как сценарист, он еще отвечал за дизайн декорации и костюмов. Все трюки он выполнял сам. Он долгое время провел в Гонконге — занимался восточными единоборствами и снимался в кино — так что у него было достаточно опыта.

Интересно, что «Самурай» должна была выступить как дипломный проект Манджиа. Он тогда учился на режиссерском факультете и пришла пора показать, что он не зря тратил время преподавателей.

Вначале кино называлось «Бритва», но в тот год (98-ой ) в прокат выходила картина с таким же названием (известная у нас как «Блэйд» с Уэсли Снайпсом), поэтому Манджиа сменил его.

Но вначале предстояло пройти длинный и трудный путь. Идея идеей, но деньги то тоже нужны. А у Манджиа с Фэлконом их не было. Они выкручивались как могли: занимали у знакомых, искали реквизит на барахолках и помойках. Наскребя по сусекам энную сумму они поехали в Долину смерти и на собранные деньги отсняли часть фильма.

Картину снимали на просроченную пленку, которую им подарила компания Fuji (все равно выкидывать собирались).

Из этой части Манджиа слепил трейлер и отправился в Парк-Сити на Сандэнс. В отеле Yarrow, где проходил фестиваль, он снял комнату. И каждого, кто, как ему казалось, мог дать денег, приглашал в номер и показывал по видаку трейлер.

Позже, когда он вернулся в Лос-Анджелес, все больше и больше людей стали интересоваться проектом. Вскоре нашелся и продюсер Майкл Бернс (один из создателей Hollywood Stock Exchange), который и выделил денег. И пошло поехало.

Основатели HSX

Hollywood Stock Exchange или по-русски Фондовая Биржа Голливуда — рыночная виртуальная игра, которая позволяет участникам совершать сделки по купле-продаже «акций»- прогнозов на режиссеров, актеров, фильмы и тп. Одна из разновидностей рынка предсказаний. Сейчас входит в состав Cantor Fitzgerald L.P. Основана в 1996 году Майком Бернсом и Максом Кайзером. Последний, кстати, и придумал название «Шестиструнный Самурай».

Джастин Магуайр

Отдельно хотелось бы рассказать про Джастина Макгуайра, юного актера, сыгравшего Паренька (Kid). На момент съемок ему было семь лет. Но это не помешало ему достойно отыграть свою роль. Манджиа с Фэлконом были довольны, что им удалось отыскать такого актера. За один-два дубля он делал то, что от него хотели.

Но все таки юный возраст давал о себе знать и бывало мальчик капризничал, мол, он устал или надоело. И первое время вся съемочная группа потакала его капризам. Вскоре режиссеру это надоело и он попросил всех относиться к Джастину не как к ребенку, а как к члену команды. Мальчику нравилось, что его считают самостоятельным ответственным человеком и старались не подводить старших товарищей.

«Шестиструнного самурая» снимали большей частью по выходным, потому что по будням Джастину нужно было ходить в школу.

Джастин Макгуайр и Джефри Фэлкон

Но иногда он принимался за старое. И тогда в бой вступала тяжелая артиллерия — Джефри Фэлкон, которого мальчик считал чуть ли не супергероем, пускал в ход восточную мудрость. Мол, мой друг, если вы хотите овладеть боевыми искусствами (а Макгуайр этого очень хотел), то для начала надо научиться владеть собой. И это работало. Уж очень сильно Джастин восхищался Фэлконом.

Манджиа на эту тему даже рассказал забавный случай. К нему как-то подошел отец мальчика и спросил, Джефри действительно супергерой? а то он слышал, что Фэлкону довелось спасать Гонконг.

О съемках картины Лэнсом Манджиа написана книга «А потом боги улыбнулись. Съемка «Шестиструнного самурая, первая хроника Апокалипсиса». Нигде не найду, если кто меня опередить, то маякните. Буду признателен.

Если вы хотите подробнее узнать про создание фильма, то оставляю ссылку на интервью Манджиа и Фэлкона. Правда, оно на английском. Сайт с интервью не работает. Так что пока ссылочку уберу. Если что — верну.

Интересные факты о «Шестиструнном самурае»

Манджиа, как и хотел, впихнул в фильм как можно больше рок-н-ролла. Поэтому картине то тут, то там проскакивают интересные отсылки к рок-культуре. Начиная с главного героя, слизанного с Бадди Холли, заканчивая самим сюжетом.

Red Elvises

По дороге Бадди встречаются интересные личности, которые символизирует то, или иное направление рок-музыки. Сам же он олицетворяет рок-н-ролл.

Например, музыканты группы Red Elvises, которые не только сыграли самих себя, но и написали музыку к фильму, представляют такой жанр как рокабилли.

Ковбой

Или же дядька в ковбойской шляпе и с гитарой. Чем он не любитель кантри? И не говорите, что кантри и рок-н-ролл — это две разные вещи. Не убедите. Да и вообще, специалистами давно доказано, что кантри — один из прародителей рок-н-ролла. А то мне тут недавно доказать пытались, мол, ничерта подобного, это две разные вещи. Хотя я считаю, что сходства не заметит только глухой.

Музыкант с минигитарой

Другой музыкант, который с укулеле (что-то вроде миниатюрной гитары с четырьмя струнами), ассоциируется у меня с Ричи Валенсом. Да и на IMDB его также называют. Интересно, что в фильме он гибнет от острого меча нашего героя. А в реальности, Ричи Валенс, вместе Холли и еще одним известным музыкантом Биг Боппером, погибли, разбившись на самолете, который заказал Холли.

Главный злодей по прозвищу Смерть — срисован с музыканта Сола Хадсона aka Слэша (Slash), экс-гитариста группы

Слэш и Смерть

Смерть никто иной как ярый металлист, желающий покончить с эрой рок-н-ролла и установить царство металла.

Он и его четыре приспешника по дороге к Лост-Вегасу крошат конкурентов в капусту налево и направо. Но их главная цель — Бадди. Он последнее препятствие на пути Смерти. Он — последний рок-н-ролльщик на земле.

В конце концов они сойдутся в решающей битве.

И напоследок парочка других интересных фактов.

В картине есть отсылки к «Волшебнику страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума. Это и призыв диджея следовать по дороге из желтого кирпича, и Лост-Вегас, который похож на Изумрудный Город.

Лост-Вегас

Русского солдата, который показывал Бадди «коготь тигра», сыграл брат Джефри Фэлкона — Ноэль.

Гитара Бадди, которую в фильме обозвали как «пустотелая, шестиструнная, 57-го года» (на англ. 1957 Six String Hollowbody) выпущена в 65-66 гг. и называется Martin GT Series Hollowbody guitar.

***

Изначально фильм планировали сделать за 25 000 долларов, а ушло больше миллиона. На ограниченном показе картина собрала всего около 124,5 тысяч. Это был провал. Вредные продюсеры отказались спонсировать остальные две части (задумывалась трилогия) и мы так никогда и не узнаем, что могло бы быть дальше.

Но профессионалы оценили достоинства картины: она собрала множество положительных отзывов и в 1998 году на кинофестивале Слэмдэнс получила награды за лучшую операторскую работу и лучший монтаж.

Нашлись и обычные зрители, которые полюбили это необычное кино. Есть в нем что-то такое цепляющее, заставляющее пересматривать его снова и снова.

Хорошо, что создатели были ограничены в бюджете. Иначе, почти уверен, мы бы потеряли того «Шестиструнного самурая», который у нас есть. Вышла бы какая-нибудь дорогостоящая, пардон май френч, какашка.

И я рад, что Джефри Фэлкон со мной согласен. У него как-то спросили, если бы ему предложили переснять фильм с кучей денег и командой профессионалов, согласился бы он. И он ответил, что никогда, даже если бы ему предложили все деньги мира.